?

Log in

No account? Create an account
langenberg
Случайно наткнулся на симпатичный сайт эйршипера aerocrat -а… 
22nd-Feb-2010 03:26 pm
EIC
Случайно наткнулся на симпатичный сайт эйршипера aerocrat -а http://aerocrat.livejournal.com/
и вспомнил, что у меня есть кучка бесхозных картинок и историй по этой теме.



Сюжетики практически не связаны, так, поток сознания. Затишье на работе.

1. Есть в Латвии городок, называется Вецгулбене (нем. Alt-Schwanenburg, "Старолебедево"). Когда-то основная усадьба принадлежала помещикам фон Вольффам. С дочерью барона, Изабеллой познакомился в городке Вецлайцене и в 1869 году в Берлине женился граф Фердинанд Адольф Август фон Цеппелин.





Незадолго до этого, в 1863 Цеппелин едет в Америку как наблюдатель от Вюртемберга на Гражданскую войну. Там он с двумя русскими (что за русские, откуда они там в 1863 году, чёрт его знает, на фотографии граф стоит справа) совершает путешествие по Миссиссиппи и в Сен-Поле, в Миннесоте, знакомится с профессором Штайнером.





Вместе с ним он впервые и поднимается в воздух на воздушном шаре, после чего аппараты легче воздуха становятся его идее-фикс.
Позднее, когда Цеппелин, не имеющий технического образования, и более того, в возрасте 62 лет, начнёт строить свой первый дирижабль, с деньгами будет совсем туго, и тогда за 600 000 рублей будет заложено наследство жены, имение Альт Шванненбург, и таким образом вот эта усадьба 2 июля 1900 года превратилась в половину этого баллона - LZ 1.








2. С началом Первой Мировой Войны первый цеппелин появились над Ригой уже 3 сентября 1914 года.





Толпы рижан, высыпавшие посмотреть в бинокли на незваного гостя над Кишозером необыкновенно возбудились, и следуя некоей своей странной логике отправлись громить кинотеатр "Цеппелин";, с 1912 существовавший на Мариинской. Полиция это дело не допустила, но хозяин мгновенно поменял вывеску на "Олимпия". Для рижан - это затем "Иллюзион Олимпия"(с 1917), "Гранд Марине"(1920), "Вулкан"(1922), "Палладиум"(1926).




3. Кригсмарине на Балтике уже в начале столкнулось с серъёзным недостатком развединформации, и применение цеппелинов оказалось как никогда кстати. Кроме того, бомбардировки здорово деморализовали как население, так и части, что показал знаменитый налёт на Лондон. Семь убитых, но какой эффект!
В мае 1916 года кригсмарине приходит на базу в маленьком городке на юге нынешней Латвии – Вайноде (нем. – Wainoden). Там уже находится Курляндская Полевая авиашкола А позднее эскадрилья Фрейкорпуса бывшего аса «Летающего цирка» Готтарда Заксенберга, с Юнкерсами. Образуется Luftschiffhafen Wainoden, два ангара по 240 метров общим объёмом 70500 куб.м.










Ангары получили как и все в Германии собственные имена, Вальтер и Валгалла (Walther, Walhalla).
Недостаток базы – отсутствие газового завода, водород приходилось таскать в баллонах вагонами аж из Познани.






За время существования базы, с мая 1916 по декабрь 1917 там базировались и действовали следующие дирижабли -


* LZ 58 тактический номер LZ 88 он же L 25 тип "R"(31900 м3;, 4 мотора, длина 163 м). LZ 58 распологался с осени 1916. Применялся для разведывательных полетов и боевых вылетов (например, на гидроаэродром Рухну в Рижском заливе). В январе 1917 переводится в Потсдам как учебный корабль.
* LZ 68 тактический номер LZ 98 тип "Q" (35800 м3;, 4 мотора, длина 179 м). LZ 68 находился начиная с мая 1917 в составе военно-морского флота и базировался в Вайноде по октябрь 1917. 15 разведывательных полётов по Балтийскому морю.
* LZ 75 тактический номер L 37 тип "R" (55200 м3;, 6 моторов, длина 198 м). LZ 75 участвовал в нескольких атаках в Северной Латвии (Vidzeme): 7 сентября 1917: Нападение на Валку - Валмиеру ; 24 сентября 1917: Нападение на маяк Церель, Сааремаа; 1 октября 1917 нападении на Салацгриву; 16 октября 1917: Нападение на Пярну;
* LZ 84 тактический номер L38 тип "R" - разведка, а также
* SL 14 класс "E", дирижабль другой немецкой авиастроительной фирмы, "Schutte-Lanz", 38.700 м3, 4 мотора, длина 174 м. Сломали при посадке, там же в Вайноде разобран.









Эффективность применения цеппелинов на Восточном фронте можно оценить по воспоминаниям генерала русской армии П.К. Ренненкампфа.

"Когда мы вошли в Восточную Пруссию в августе 1914 года, неприятельская авиация проявляла себя столь незначительно, что к сегодняшнему дню о ней не сохранилось почти никаких воспоминаний. Зато господство в воздухе германских воздушных кораблей запомнилось крепко.
Впервые о том, что несет с собой цеппелин, мы узнали в ночь на 23 августа, когда его бомба попала в бивак 110-го пехотного Камского полка и вывела из строя убитыми и ранеными сразу 17 человек. Другой раз цеппелин в одном из своих ночных налетов на место расположения 1-й армии в городе Инстербурге сбросил несколько легких бомб в стоящий на восточной окраине города артиллерийский парк. Попадания пришлись в коновязь. На утро там можно было видеть 30 убитых лошадей с развороченными внутренностями.
........................
LZ-98, переданный вместе с LZ-111 и LZ-113, выполнил 15 полетов и прошел 11 982 км.
L-25 (бывший армейский LZ-88) выполнял боевые задания в Балтийском море, производя разведку в направлении острова Готланд (Швеция) и до Финского залива. С июня до августа 1916 года он за 14 полетов прошел 8763 км; принял активное участие в операции по высадке десанта на остров Эзель (Сааремаа).
.................
Для выполнения этой задачи было выделено несколько дирижаблей. Подготовка к налетам началась в конце 1916 года. Впервые напасть на Петроград в декабре 1916 года попытался LZ-98. Ранним утром он взял курс на столицу России, но на подлете к ней встретил мощный циклон и стал обледеневать. Пришлось возвращаться на базу.
Позднее база дирижаблей была переведена из Ковно в Вайноден (Курляндия). Немцы решили тщательно подготовиться к следующему налету и особое внимание обратили на организацию метеослужбы. В дополнение ко всему, в это же время им удалось вскрыть шифр русских метеосводок.
В очередной полет на Петроград был отправлен L-38, который благополучно достиг финского берега и здесь был настигнут штормом. Дирижабль быстро обледенел и только сброс всего балласта дал ему возможность долететь до берега и совершить вынужденную посадку на лес.
....................
Подводя итоги деятельности немецких дирижаблей на Восточном фронте, можно сделать однозначный вывод, что их боевая работа по известным причинам была гораздо интенсивнее, чем на Западе. Это подтверждает и статистика сброшенных бомб за период войны, которую мы приведем далее."



4. В качестве конструкций перекрытий павильонов Центрального рынка в Риге были использованы стальные конструкции бывших германских ангаров для дирижаблей, перевезенные из Курляндии, из-под Вайнёде. (Кстати, там до 90-х годов 20 века сохранился и действовал военный аэродром - к теме об авиации).
Вот краткая история тех событий:
28 декабря 1922 года Рижская дума приняла решение об устройстве центрального городского продовольственного рынка. Для этого городские власти приобрели у правительства ангары для цеппелинов, оставленные армией кайзеровской Германии в Курземе (Вайнеде). Так ангары для цеппелинов стали отличительной чертой Риги не только для рижан, но и для иностранцев. Хотя на месте нынешнего рынка никогда не базировались ни дирижабли, ни другие летательные аппараты.
Было решено использовать лишь верхние покрывающие фермы ангаров, а сами павильоны строить из кирпича и железобетона. В 1923 был объявлен международный конкурс. Всего на конкурс было подано порядка семи проектов. Ни один из поданных на конкурс и отмеченных призами проектов полностью не отвечал требованиям города, поэтому было решено разработать новый проект рынка. Новый проект был разработан архитектором города Риги П.Дрейманисом в специально созданном для этой цели бюро Tirgus jaunbūves birojs. В разработке проекта участвовали инженеры В.Исаев и Г.Толстой, архитектор П.Павлов и еще 9 человек, в том числе 8 техников – студентов Латвийского университета. Также была создана специальная комиссия по строительству рынка, в состав которой вошли руководитель строительного отдела Рижской городской управы инженер Я.Ягарс, заведующий торговым отделением Г.Улманс и член ревизионной комиссии П.Ладыгин.
Проект предусматривал строительство пяти павильонов, самый крупный из которых (5000 м2) предполагалось использовать для оптовой торговли и обработки мяса, а четыре павильона поменьше (по 2 592 м2 каждый) - для мелкой торговли (первый – для мяса, второй – для молочных и мясных продуктов, третий – для хлеба, фруктов, различных продовольственных товаров и битой птицы, четвертый – только для рыбы).
Строительные работы начались в июне 1924, а завершилось осенью 1930 года. 2 ноября того же года рынок был торжественно сдан в эксплуатацию, став крупнейшим сооружением в довоенной Риге.
В архитектуре рынка заметно влияние довоенного неоклассицизма. Под павильонами созданы обширные склады для хранения продуктов с морозильными камерами и подземными тоннелями.
Весь рыночный комплекс оборудован подъездными путями для наземного и водного транспорта. В свое время между оптовым павильоном и эстакадой для выгрузки товаров проходила двухпутная железнодорожная ветка, которую предполагалось продлить до ул. Маскавас, однако после второй мировой войны, с улучшением возможностей подвоза другими видами транспорта, железнодорожные пути были разобраны.
Всего рынок занимает территорию в 5,7 гектаров, в том числе здания - 1,6 гектаров. Длина тоннеля, соединяющего все павильоны в направлении от ул. Гоголя к ул. Маскавас, составляет 337 метров, общая длина внешней канализации - 2350 метров, внешнего водопровода - около 1000 метров. Всего при постройке было использовано 6 млн. кирпичей, 60000 бочек цемента и 2460 тонн железа. Строительство Центрального рынка обошлось городской казне в более чем 5 млн. латов.










В 1941 мясной павильон словил несколько немецких снарядов, но позднее был восстановлен.
Сейчас павильоны рынка стоят в списке имеющихся в мире ангаров, хотя конечно они уже не для дирижаблей -


1. Friedrichshafen Zeppelinwerft
2. Flugplatz Essen-Mülheim (WDL-Halle)
3. Briesen-Brand Aerium (ehemalige Cargolifter Werfthalle, heute: Tropical Island) bei Berlin
4. Darmstadt, Landwehrstraße
5. Riga, Lettland, fünf Hallen - seit etwa 1920 als Markthallen benutzt



В 1998 году Рижский Центральный Рынок вошёл в список культурного наследия ЮНЕСКО.

Comments 
22nd-Feb-2010 02:48 pm (UTC)
По наследству жены я написал, только у меня данные, что заложено, а не продано.

По ангарам я почему-то понял, что это как раз те, до которых Геринг не добрался. По кр. мере аквапарк Аэриум, сколько я видел - старый.
22nd-Feb-2010 03:43 pm (UTC)
Ангар Карголифтер построен в 1998-2000 гг. германской компанией Gebr. Käufer GmbH - ТУТ запечатлён процесс стройки этого колосса... а стал он аквапарком в 2005 г., когда фирму Карголифтер объявили банкротом и продали ее имущество с аукциона (в том числе и самый крупный в мире эллинг, в который были вложены огромные деньги инвесторов)
Ангар WDL - эжто вообще каркасно-тентовая конструкция из современных материалов, а ангар из Фридрихсхафена был сооружен в 1995 г., когда началось строительство первого аппарата серии Zepprlin NT
22nd-Feb-2010 03:45 pm (UTC)
Понял, исправлю.
This page was loaded Dec 15th 2018, 11:35 pm GMT.